Нтов «Бородино» | Анализ стихотворения |

Михаил Юрьевич Лермонтов
«Бородино»

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою,
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 14-х строф (всего 98 строк)
Размер: разностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: даром-пожаром-отдана-боевые-какие-Россия-Бородина.
Рифмовка: AABCCCB

2-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: время-племя-вы-доля-поля-воля-Москвы.
Рифмовка: AABCCCB

3-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: отступали-ждали-старики-квартиры-командиры-мундиры-штыки.
Рифмовка: AABCCCB

4-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: поле-воле-редут-макушке-пушки-верхушки-тут.
Рифмовка: AABCDCB

5-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: туго-друга-мусью-бою-стеною-головою-свою.
Рифмовка: AABCDDC

6-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: перестрелке-безделке-день-речи-картечи-сечи-тень.
Рифмовка: AABCCCB

7-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: лафета-рассвета-француз-открытый-избитый-сердито-ус.
Рифмовка: AABCCAB

8-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: засветилось-зашевелилось-строй-хватом-солдатам-булатом-сырой.
Рифмовка: AABCDCB

9-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: очами-нами-Москвой-умирали-обещали-сдержали-бой.
Рифмовка: AABCCCB

10-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: летучий-тучи-редут-значками-хвостами-нам-тут.
Рифмовка: AABCCDB

11-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: сражений-тени-блестел-визжала-устала-мешала-тел.
Рифмовка: ABCDDDC

12-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: немало-удалый-бой-груди-люди-орудий-вой.
Рифмовка: ABBCDBB

13-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: готовы-новый-стоять-барабаны-бусурманы-раны-считать.
Рифмовка: ABCDDDC

14-я cтрофа - 7 строк, семистишие.
Рифмы: время-племя-вы-доля-поля-воля-Москвы.
Рифмовка: AABCCCB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер - это способ звуковой организации стиха, порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Скачать книгу «Нтов «Бородино» | Анализ стихотворения |» fb2

Коментарии