Урок 18. м. ю. лермонтов. «бородино» - Литература - 5 класс - Российская электронная школа
Урок 18. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Сражение – крупное вооружённое столкновение войск.
Схватка – столкновение в бою, в борьбе, в драке.
Богатырь – герой русских былин и сказок, в просторечье – сильный мужчина, воин, защитник родины, отличающийся мужеством и храбростью.
Полковник – начальник воинской части, офицерское звание.
Солдат – рядовой военнослужащий сухопутных войск.
Картечь – разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии.
Лафет – станок, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия.
Штык – колющее оружие, насаживаемое на конец ствола военного ружья, винтовки.
Кивер – высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем.
Мундир – военная или гражданская форменная одежда для верхней части тела.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с.
Дополнительная литература:
- М. Ю. Лермонтов «Бородино» – М.: Детская литература, 2018 – 31 с
- М. И. Гиллельсон, В. А. Мануйлов «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, Москва, издательство «Художественная литература», 1964 – 582 с
- В. Н. Турбин. О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова Бородино". М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. "Бородино" // Отд-ние, 1979 – с. 392 – 403.
Открытые электронные ресурсы:
- Образовательный портал «Лермонтов Лит». http://lermontov-lit.ru/ (Дата обращения 20.06.2019)
- Портал «Русская классическая литература» http://lit-classic.ru/biography.php?author=8 (Дата обращения 20.06.2019)
- Образовательный сайт «Фестиваль педагогических идей» https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415821/ (Дата обращения 20.06.2019)
- Общеобразовательный журнал «Сезоны года» https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/ (Дата обращения 20.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.
Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.
Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.
Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.
И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.
Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.
А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.
В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».
Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.
Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».
Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.
В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.
В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник».
Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.
Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».
Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле.
В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении. Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!»
Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:
«Забил заряд я в пушку туго»
«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».
Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.
Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.
Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.
Сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».
Олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».
Эпитеты: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:
«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».
Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.
А с другой, по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».
Теоретический материал для углублённого изучения
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, написал более 400 стихотворений. Особое внимание он уделял теме любви к родине и единству русского народа.
«Бородино́» – знаменитое произведение Лермонтова, написанное в начале 1837 года на основе реальных событий. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского войска Наполеона Бонапарта.
Литературовед В. Н. Турбин писал:
«Бородино» Лермонтова принадлежит к тем немногим классическим произведениям русской литературы, интерпретирование, прочтение которых можно, казалось бы, считать завершённым: стихотворение это уже более ста лет не покидает страниц хрестоматий, а отдельные строки его стали крылатыми, кочующими из уст в уста. Популярность «Бородина» поистине безгранична».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделение цветом
Нужно выделить цветом определение, соответствующее художественно-изобразительному средству.
Вопрос: Как называется выразительное средство, которое автор использует в стихотворении: «Рука бойцов колоть устала…», «Смешались в кучу кони, люди и залпам тысячи орудий…»
Анализируем, что он знает о тропах, видим: в строках явное художественное преувеличение. Выбираем гиперболу.
Правильный ответ: гипербола.
Выбор элемента из выпадающего списка
Вопрос: Кто воспитал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?
- папа Юрий Петрович,
- бабушка Елизавета Алексеевна,
- тетя Мария Михайловна,
- брат Аким Павлович.
Вспоминаем информацию, полученную на уроке, о том, что у юного поэта было два опекуна, но лишь один из них занимался его воспитанием – это его бабушка. И выбираем ответ.
Правильный ответ: бабушка Елизавета Алексеевна.
"