Урок 18. м. ю. лермонтов. «бородино» - Литература - 5 класс - Российская электронная школа

Урок 18. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Сражение – крупное вооружённое столкновение войск.

Схватка – столкновение в бою, в борьбе, в драке.

Богатырь – герой русских былин и сказок, в просторечье – сильный мужчина, воин, защитник родины, отличающийся мужеством и храбростью.

Полковник – начальник воинской части, офицерское звание.

Солдат – рядовой военнослужащий сухопутных войск.

Картечь – разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии.

Лафет – станок, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия.

Штык – колющее оружие, насаживаемое на конец ствола военного ружья, винтовки.

Кивер – высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем.

Мундир – военная или гражданская форменная одежда для верхней части тела.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. М. Ю. Лермонтов «Бородино» – М.: Детская литература, 2018 – 31 с
  2. М. И. Гиллельсон, В. А. Мануйлов «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, Москва, издательство «Художественная литература», 1964 – 582 с
  3. В. Н. Турбин. О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова Бородино". М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. "Бородино" // Отд-ние, 1979 – с. 392 – 403.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Образовательный портал «Лермонтов Лит». http://lermontov-lit.ru/ (Дата обращения 20.06.2019)
  2. Портал «Русская классическая литература» http://lit-classic.ru/biography.php?author=8 (Дата обращения 20.06.2019)
  3. Образовательный сайт «Фестиваль педагогических идей» https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415821/ (Дата обращения 20.06.2019)
  4. Общеобразовательный журнал «Сезоны года» https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/ (Дата обращения 20.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.

Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».

Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.

В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.

В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник».

Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.

Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».

Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле.

В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении. Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!»

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:

«Забил заряд я в пушку туго»

«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

Сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

Олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Эпитеты: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.

А с другой, по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».

Теоретический материал для углублённого изучения

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, написал более 400 стихотворений. Особое внимание он уделял теме любви к родине и единству русского народа.

«Бородино́» – знаменитое произведение Лермонтова, написанное в начале 1837 года на основе реальных событий. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского войска Наполеона Бонапарта.

Литературовед В. Н. Турбин писал:

«Бородино» Лермонтова принадлежит к тем немногим классическим произведениям русской литературы, интерпретирование, прочтение которых можно, казалось бы, считать завершённым: стихотворение это уже более ста лет не покидает страниц хрестоматий, а отдельные строки его стали крылатыми, кочующими из уст в уста. Популярность «Бородина» поистине безгранична».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Нужно выделить цветом определение, соответствующее художественно-изобразительному средству.

Вопрос: Как называется выразительное средство, которое автор использует в стихотворении: «Рука бойцов колоть устала…», «Смешались в кучу кони, люди и залпам тысячи орудий…»

Анализируем, что он знает о тропах, видим: в строках явное художественное преувеличение. Выбираем гиперболу.

Правильный ответ: гипербола.

Выбор элемента из выпадающего списка

Вопрос: Кто воспитал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?

- папа Юрий Петрович,

- бабушка Елизавета Алексеевна,

- тетя Мария Михайловна,

- брат Аким Павлович.

Вспоминаем информацию, полученную на уроке, о том, что у юного поэта было два опекуна, но лишь один из них занимался его воспитанием – это его бабушка. И выбираем ответ.

Правильный ответ: бабушка Елизавета Алексеевна.

"

Скачать книгу «Урок 18. м. ю. лермонтов. «бородино» - Литература - 5 класс - Российская электронная школа» fb2

Коментарии