Методическая разработка урока чтения нтов. стихотворение “бородино” | Методическая разработка (7 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Методическая разработка урока чтения М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”
методическая разработка (7 класс) по теме

Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_chteniya_v_7_klasse_korrekcionnoy_shkoly_viii_vida.docx 36.24 КБ
prilozhenie_1.docx 14.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино” ( 2 часа)

Цели: образовательные: - закрепить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, - подготовить учащихся к восприятию стихотворения, - познакомить со смысловым содержанием стихотворения, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять его, - показать роль рассказчика – выразителя чувств народа,

коррекционно-развивающие: - развивать навык выразительного чтения, - обогащение словарного запаса, - развитие связной речи, мышления, внимания, памяти,

воспитательные: - воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Межпредметные связи: - история (сведения об Отечественной войне 1812 года), - русский язык ( виды предложений по интонации, диалог).

Оборудование: - портрет М.Ю.Лермонтова, - карта “Отечественная война 1812 года”, - детские книги с иллюстрациями М.Ю.Лермонтова “Бородино”, - аудиозапись стихотворения, - картина П.Заболоцкого “ Старый солдат”, - листы со словарными словами:

редуты - земляные укрепления на поле боя, лафет- приспособление для ствола пушки, кивер - высокий головной убор для военных, бивак- стоянка войска под открытым небом, картечь- снаряд для поражения противника на близком расстоянии, уланы, драгуны- солдаты кавалерийских частей в царской армии, мусью- мсье (франц.)- обращение к французу, бусурманы- враги, хват- смелый человек, сеча – сражение, битва.

I.Организационный момент. II.Вступительное слово учителя. - Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану: 1).Повторим биографию поэта.2)Познакомимся со стихотворением. 3).Будем учиться правильно и выразительно читать его. -Давайте уточним, о ком мы будем говорить на уроке. ( О М.Ю.Лермонтове).

(портрет М.Ю.Лермонтова) -Основная мысль нашего урока заключена в словах самого поэта (запись на доске) :

Москва, Москва. люблю тебя как сын, Как русский,- сильно, пламенно и нежно.

III.Проверка домашнего задания.

-Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так красиво сказал о столице нашей Родины? (Он родился в Москве и всегда любил этот город). - Назовите годы жизни поэта? (1814-1841). -Где прошли его детские годы? (В Тарханах). - Кто его воспитывал? (Бабушка). Почему? - Чем он увлекался?(Литературой. Рисованием). - Чем увлекался? (Историей). - Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).

IV.Из биографии М.Ю.Лермонтова –сообщение ученика.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812года уже окончилась. Оставшиеся в живых участники войны возвратились домой. Маленький Миша внимательно слушал их рассказы об Отечественной войне и о Бородинской битве. Может быть, поэтому он решил стать военным и поступил в школу военных прапорщиков. Окончив школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты – участники Бородинской битвы (солдатская служба в то время длилась 25 лет). Бывалые воины делились воспоминаниями с молодыми солдатами.

Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение.

V.Сообщение темы урока. -Сегодня на уроке мы будем читать это стихотворение. А назвал он его кратко и выразительно - “Бородино”. ( Запись на доске: М.Ю.Лермонтов “ Бородино”)

VI.Историческая справка о Бородинском сражении.

Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы. (Карта “Отечественная война 1812года” и иллюстрация). 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы (иллюстрация) . Русскую армию возглавлял М.И.Кутузов (портрет) . Армию французов возглавлял Наполеон (портрет ). Храбро сражались русские воины. Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить.

Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву (иллюстрация). Русский народ одержал победу в этой войне.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, где описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года.

В тексте стихотворения встретятся непонятные слова. (Учащимся выдаются листы со словами) - см. в разделе ‘’Оборудование”. Задание: прочитать слова вслух и сказать, что они обозначают. ( Ответы учащихся сопровождаются иллюстрациями).

VIII.Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.

(На доске – иллюстрация панорамы Бородинского сражения)

Задание: внимательно прослушать стихотворение, чтобы смогли ответить на вопрос: “Какое историческое событие описал Лермонтов?”

IX.Вопросы после прослушивания стихотворения:

-Какое событие описывается в стихотворении? XI.Чтение текста стихотворения по строфам. Работа над смысловым содержанием и выразительным чтением. (По ходу чтения демонстрируются цветные иллюстрации).

- В какой форме написано стихотворение? ( В форме диалога).

Вы заметили, что рассказ о Бородинском сражении ведется от имени старого солдата. (Картина П.Заболоцкого “Старый солдат”). - Что можно о нём сказать?(опытный, переживший невзгоды простой солдат, он участник сражения, он был на поле боя, он видел все события своими глазами, использует в речи исторические слова, понятные русскому солдату, полон любви к Родине). - Что побудило ветерана рассказать о Бородинском сражении? (Ему задали вопрос, ответом на который и явился рассказ?). Вспомните, с какой интонацией нужно прочесть вопросительное предложение.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

-Какой вопрос интересует молодых солдат? (Для них непонятно, почему была сдана Москва). - Почему было важно отстоять Москву? (Москва – это символ независимости и могущества нашей Родины). - Молодые солдаты обвиняют ли участников битвы в том, что не удалось отстоять Москву? (Нет.) - Как об этом сказано в тексте? (“ Ведь недаром”, ” ведь были схватки боевые, да, говорят, ещё какие”) Дополнение: - Русская армия оставила Москву. Это было сделано с целью сохранения армии. Кутузов это хорошо понимал. На военном совете в Филях он доказал свою правоту. Французская армия вошла в город. Город был пуст. Население покинуло Москву. Французов здесь ожидал голод и холод. Подкреплённая свежими силами, оружием, русская армия освободила Москву от французов.

- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

- Каким словом называет рассказчик своих боевых товарищей? (Богатыри) - Почему? ( Он ими гордится) - Кого издавна на Руси называли богатырями? (Сильных людей, защитников Родины) - Что обозначают выражения “плохая им досталась доля”,” немногие вернулись с поля?”

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: “Что ж мы на зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?”

-Почему русская армия вынуждена была отступать? (Армия Наполеона была в два раза больше русской армии) - Как относились солдаты к отступлению? - Почему они ворчали? (Хотели идти вновь и вновь в бой) - Почему? (Чтобы одержать победу).

При чтении этого отрывка нужно голосом передать чувства досады и разочарования, которые охватывали солдат.

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синего верхушки- Французы тут как тут.

-Как называется поле боя? (Бородинское поле) - Какие строчки говорят о том, что поле пришлось по душе солдатам? - Что построили здесь солдаты? (Редут). Повторите значение этого слова. - Как вы понимаете выражение “ у наших ушки на макушке”? (Готовы к бою). - Когда появились французы? (Ранним утром).

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою, Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

- К чему готовились солдаты? (К бою) - Почему появилось шутливая интонация у рассказчика? (Солдаты довольны тем, что отступление закончено и предстоит сразиться с врагом) - Что обещают сделать солдаты? Как вы это понимаете? При чтении этого отрывка нужно передать чувство удовлетворённости предстоящим боем.

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке ? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: “Пора добраться до картечи!” И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

- Почему ветеран предыдущие два дня называет “безделкой”? - Что за третий день ждали солдаты? (Главный день битвы) - Как вы понимаете выражение “пора добраться до картечи”? (Стрелять во врага с близкого расстояния).

Здесь при чтении нужно передать нетерпеливое ожидание решительного сражения.

Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. ( Иллюстрация)

-Как солдаты провели ночь перед Бородинской битвой? - Чем занимались воины? (Отдыхали и тщательно готовились к предстоящему бою). - Что такое “лафет”, “кивер”? (Иллюстрации). - А почему “ликовал француз”? (Были уверены в победе)

Задача чтения этого отрывка - заставить слушателей почувствовать торжественное настроение русских воинов накануне великой битвы.

И только небо засветилось, И молвил он сверкнув очами: Всё шумно вдруг зашевелилось, “ Ребята! не Москва ль за нами? Сверкнул за строем строй. Умрёмте ж под Москвой, Полковник наш рождён был хватом Как наши братья умирали!” Слуга царю отец солдатам… И умереть мы обещали, Да жаль его сражён булатом , И клятву верности сдержали Он спит в земле сырой. Мы в Бородинский бой.

-Кого вспомнил старый солдат? (Своего командира). - Что солдат рассказал о полковнике? (Он с гордостью вспоминает его,“рождён хватом” – обозначает смелый человек, для солдат был как отец, был примером для всех, сожалеет о его гибели) -Какую клятву дали полковнику солдаты? (Храбро воевать, умереть, но не сдать Москвы).

При чтении этих строк нужно передать гордость старого солдата за своего командира и за всех воинов.

Ну, ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут . (Иллюстрация Бородинской битвы)

-Ветеран вспоминает само сражение. Каким по интонации предложением он говорит? (Восклицательным). Как нужно произнести эти слова? Что они выражают? - С чем сравнивает солдат французские войска? - Какие рода войска участвовали в сражении?

Вам не видать таких сражений. Изведал враг в тот день немало, Носились знамена, как тени, Что значит русский бой удалый, В дыму огонь блестел, Наш рукопашный бой. Звучал булат, картечь визжала, Земля тряслась - как наши груди, Рука бойцов колоть устала, Смешались в кучу кони, люди, И ядрам пролетать мешала И залпы тысячи орудий Гора кровавых тел. Слились в протяжный вой…

-Каково общее впечатление от Бородинского боя? (Бой был стремительный, страшный, жаркий.) - Какие картины боя нам представляет рассказчик? - Как рассказчик передаёт мужество и героизм русских солдат? -Какой момент боя рассказчик считает главным? (Рукопашный бой). Почему?

В описании боя представлена быстрая смена картин. Поэт заставляет не только увидеть, но и услышать звуки боя (“Звучал булат, картечь визжала “). И в чтении нужно передать стремительную смену картин боя, заставить читателя восхищаться стойкостью русских солдат.

Вот смерклось. Были все готовы Заутре бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы, Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать . (Иллюстрация)

-Бой утих с наступлением темноты. Что вспоминает рассказчик после боя? (Подсчитывали потери и рвались завтра снова в бой) -Как называет рассказчик французов?

При чтении нужно передать скорбь о погибших и готовности вновь продолжить бой.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля, Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

-Звучит ли в рассказе старого солдата гордость за русских воинов? - Какими словами он их называет? (“Могучее лихое племя”,” Богатыри”) - А какова роль рассказчика в стихотворении? Рассказчик не отделяет себя от других воинов. Он всегда говори “ мы”. Почему?

Вывод. Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

В сентябре 2012 года мы будем отмечать 200 лет со дня Бородинского сражения. И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие. Почему?

Да потому, что война во все времена никого не оставляла равнодушным. Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно. Незря М.Ю.Лермонтов сказал:” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.

- Какое стихотворение мы читали на уроке? - Кто его написал? - О каком событии в нём рассказывается? - Как сражались русские солдаты?

"

Скачать книгу «Методическая разработка урока чтения нтов. стихотворение “бородино” | Методическая разработка (7 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть» fb2

Коментарии