Александр Сергеевич Пушкин «Стихотворения (сборник)» — история Гордеева Ольга

Александр Сергеевич Пушкин «Стихотворения (сборник)» — история Гордеева Ольга

Толкование стихотворения А.С. Пушкина «Герой».


- А по-вашему:
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман?
- Но ведь это же верно, — вскричал я, — в этих двух стихах святая аксиома!
- Не знаю, не берусь решать, верны ли эти два стиха иль нет. Должно быть, истина, как и всегда, где-нибудь лежит посредине: то есть в одном случае святая истина, а в другом — ложь. Я только знаю наверно одно: что еще надолго эта мысль останется одним из самых главных спорных пунктов между людьми.

Звучащие в этом диалоге поэтические строки взяты из стихотворения Пушкина «Герой», попытку толкования которого я предлагаю ниже. Дело в том, что это стихотворение является одним из наиболее сложных у А.С. и ставит перед читателем целый ряд сложнейших философских вопросов. Как это всегда бывает с философией, ответ у каждого найдется свой и все же попытаться понять истинный смысл, который Пушкин вкладывал в эти строки и понять, как он сам отвечал на поставленные «проклятые вопросы» очень интересно.

картинка Beatrice_Belial

Толкование стихотворения «Герой» А.С. Пушкина.

Что есть истина?

Друг
Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык,
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?

Поэт
Все он, все он — пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.

Друг
Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
Тогда ль, как с Альпов он взирает
На дно Италии святой,
Тогда ли, как хватает знамя
Иль жезл диктаторский, тогда ль,
Как водит и кругом и вдаль
Войны стремительное пламя,
И пролетает ряд побед
Над ним одна другой вослед,
Тогда ль, как рать героя плещет
Перед громадой пирамид,
Иль, как Москва пустынно блещет,
Его приемля, — и молчит?

Поэт
Нет, не у счастия на лоне
Его я вижу, не в бою,
Не зятем кесаря на троне,
Не там, где на скалу свою
Сев, мучим казнию покоя,
Осмеян прозвищем героя,
Он угасает недвижим,
Плащом закрывшись боевым.
Не та картина предо мною!
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней… он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость… Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой…

Друг
Мечты поэта —
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, —
И где ж очарованье света!

Поэт
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
Друг
Утешься……..

29 сентября 1830 г.

Итак, это стихотворение посвящено истине и ее определению, а также мнению Поэта (Пушкина) о том, каков настоящий герой и выбору между «низкой правдой» и «возвышающим обманом». Вопросы сложнейшие и фундаментальные, а в качестве оппонента Поэта-Пушкина выступает некий таинственный Друг (при этом Поэт выглядит личностью возвышенной, а его друг неким скептиком).

На чьей стороне останется читатель, какую позицию он примет для себя, чем окажется истина для него и не предпочтет ли он истине «нас возвышающий обман» - в этом и заключаются главные вопросы данного произведения.

Первые строки произносит друг:


Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык,
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?

Он говорит о прихоти славы, о ее непостоянстве. И вопрошает поэта о том, кто более властвует его душою из тех, кто несет бремя славы: тот, кто на троне, тот, кто на кровавом поле, или тот, кто меж граждан на чреде иной.


Поэт
Все он, все он — пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.

Не раскрывая особенностей личности своего Героя, Пушкин начинает давать ему характеристику и при первом прочтении этих строк может даже показаться, что речь идет об Иисусе, ведь «Пред кем смирилися цари» - это вполне соответствует ему. Но «Бранный пришлец» - это, по сути, воин. Строки «Сей ратник, вольностью венчанный» означают, что речь идет именно о воине, но не вполне обычном, а вольном, не обязанном выполнять приказы начальства.

В общепринятом значении считается, что Пушкин посвятил это стихотворение декабристам, как свободолюбивым борцам за правду и именно их то он и признает истинными героями, предрекая им тяжелую судьбу и печальный конец. Но штука в том, что тот образ настоящего Героя, который формируется в этом стихотворении Пушкиным, подходит и декабристам, и подобным им людям (борцам за правду и счастье людей), каковым был и Христос, как тот, кто пожертвовал собственной жизнью ради блага людей. Это довольно любопытная параллель. Ни полководцы, ни великие воины не вызывают в Пушкине такого уважения, как иные личности, способные внушать страх правителям.

Далее друг вопрошает о том, какого именно воина имеет в виду Поэт.


Друг
Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
Тогда ль, как с Альпов он взирает
На дно Италии святой,
Тогда ли, как хватает знамя
Иль жезл диктаторский, тогда ль,
Как водит и кругом и вдаль
Войны стремительное пламя,
И пролетает ряд побед
Над ним одна другой вослед,
Тогда ль, как рать героя плещет
Перед громадой пирамид,
Иль, как Москва пустынно блещет,
Его приемля, — и молчит?

И Поэт говорит о том, что его Герой – не диктатор, не полководец, увенчанный славой, не тот, кто почивает на лаврах, не тот, кто слепо бросается в бой, а тот, кто «жизнию своей Играл пред сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор, Клянусь, тот будет небу другом, Каков бы ни был приговор Земли слепой…» То есть Герой, по признанию Поэта – это тот, кто был готов пожертвовать своей жизнью, чтобы в миг чумы ободрить угасшие взоры людей. Человека своего типа (себя) Пушкин признает Героем и именно заслуги такого типа людей он считает наивысшими. Своей поэзией, горячим словом возбуждать огонь жизни в сердцах людей - вот что видит Поэт наивысшей заслугой.


Поэт
Нет, не у счастия на лоне
Его я вижу, не в бою,
Не зятем кесаря на троне,
Не там, где на скалу свою
Сев, мучим казнию покоя,
Осмеян прозвищем героя,
Он угасает недвижим,
Плащом закрывшись боевым.
Не та картина предо мною!
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней… он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость… Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой…

Но друг возражает:

Друг
Мечты поэта —
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, —
И где ж очарованье света!

По-видимому, он говорит о том, что история, как и общество не оценят таких заслуг. На что Поэт отвечает:


Поэт
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…

По сути, Поэт тут выбирает не правду, а ложь, провозглашая те самые главные строки «Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман». Пушкин просит оставить ему сердце, которое выбирает обман, а не правду и говорит о том, что выбирая низкую истину, рискуешь превратиться в Тирана. А также Поэт тут отвергает и «свет», как людей определенного круга и отвергает правду, если она угождает посредственностям – равнодушным, завистливым, жадным к соблазну людям. Для него такая истина - низкая и его Герой не хочет ее принимать. Он лучше примет возвышенную ложь, в которой обвиняет Поэта друг, как в напрасных мечтах. И завершается стихотворение словами друга «Утешься». Т.е. вполне возможно, что друг воспринимает этот выбор Поэта, как акт отчаяния, когда в этом мире даже правда такова, что лучше и благороднее предпочесть ей ложь.

Итак, это одно из самых сложных стихотворений Пушкина. По сути, оно провозглашает сразу три сложнейших и важнейших вопроса: 1) Что есть истина? 2) Кто такой настоящий герой, по мнению Пушкина? 3) Почему «возвышающий обман» лучше «низкой истины»?

И уже сами эти вопросы, как и довольно необычные ответы на них, которые дает Пушкин, заставляют глубоко задуматься об очень серьезных вещах и о взглядах самого поэта на мир.

P.S. Как вы интерпретируете смысл, заложенный Пушкиным в это стихотворение? Чем по вашему мнению для Пушкина была истина, действительно ли он был готов предпочесть правде обман в определенных ситуациях и кого же он считал настоящим героем?

"

Скачать книгу «Александр Сергеевич Пушкин «Стихотворения (сборник)» — история Гордеева Ольга» fb2

Коментарии