Птичка» Алексей Плещеев: читать текст, анализ стихотворения
«Птичка» А. Плещеев
Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли,
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.Вот и дождик, посмотри-ка,
Хлынул словно из ведра,
Скучно, холодно, как будто
Не весенняя пора!– Не для солнца, не для неба
Прилетела я сюда,
В камышах сухих и желтых
Не совью себе гнезда.Я совью его под кровлей
Горемыки-бедняка,
Богом я ему в отраду
Послана издалека.В час, как он, вернувшись с поля
В хату ветхую свою,
Ляжет, грустный, на солому,
Песню я ему спою.Для него я эту песню
Принесла из-за морей,
Никогда ее не пела
Для счастливых я людей.В ней поведаю я много
Про иной, чудесный свет,
Где ни бедных, ни богатых,
Ни нужды, ни горя нет.Эта песня примиренье
В грудь усталую прольет,
И с надеждою на бога
Бедный труженик заснет.
Анализ стихотворения Плещеева «Птичка»
Стихотворение «Птичка» написано в 1858 году в оренбургской ссылке после послабления режима пребывания и возращения поэту офицерского звания. Революционный порыв изначально чуждого крайностям поэта, первоначально приговоренного к казни, в итоге (несколько лет спустя) закончился глубоким разочарованием. Поэту вернули дворянские потомственные права, он получил возможность посетить обе столицы и вновь окунуться в литературную атмосферу.
Текст стихотворения «Птичка» содержит такие выразительные средства:
- инверсию – «птичка резвая моя», «заслонили … тучи», «клонит ветер», «прилетела я», «богом я ему в отраду послана», «в хату ветхую свою», «не пела … я», «поведаю я», «в грудь усталую», «тростник сухой и желтый», «в камышах сухих и желтых» – обусловленную требованиями стихотворного размера,
- обращение – «певунья птичка, птичка резвая…» – содержит стык, обеспечивающий акцент на главном персонаже стихотворения,
- риторический вопрос – «Для чего … ты прилетела…?» – задает вопросно-ответную форму изложения,
- риторическое восклицание – «…не весенняя пора. » – одновременно оформляет умолчание, навевает грустные чувства и заставляет задуматься о своевременности птичьего прилета,
- сравнение – «хлынул, словно из ведра» – создает яркий зримый образ непогоды,
- синтаксический параллелизм – «не для солнца, не для неба» – позволяет методом исключения пояснить причину прилета птицы,
- лексический повтор – «сухой и желтый»,
- ряд однородных членов предложения – «ни бедных, ни богатых, ни нужды, ни горя» – который рисует картину идеального будущего,
- эпитеты – «усталая грудь», «резвая птичка», «чудесный свет»,
- контекстуальные антонимы – «бедный – богатый», «грустный – счастливый», «не совью в камышах – совью под кровлей»,
- контекстуальные синонимы – «нужда – горе», «заслонили – заволокли»,
- олицетворения – «тучи заслонили», «ветер клонит»,
- лексику высокого стиля – «иной», «поведаю»,
- метафору – «песню принесла из-за морей»,
- синекдоху, сочетанную с яркой метафорой – «прольет примиренье в грудь», которые также решают задачу создания образа.
Частотность местоимения «я» делает тон изложения доверительным. В стихотворении хоть и имеется социальная тематика, но отсутствуют резкий обличительный тон. Мягкая музыкальная манера изложения делает текст похожим на детское произведение. Это впечатление усиливают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «птичка», «дождик».