Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка» — урок. Литературное чтение, 4 класс.
3. Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка»
Стихотворение было написано в \(1858\) году. «Дети и птичка» было написано для детей. В этом произведении автор рассказывает детям о смене времён года, перелётных птицах, приметах весны. В \(XIX\) веке специально для детей писали лишь некоторые писатели.
Жанр — лирическое стихотворение . Содержание.Стихотворение представляет собой диалог детей и птички. Дети просят птичку не покидать их. Но птичка объясняет им, что она с подругами должна улететь на юг, потому что наступили холода и дожди. В тёплых краях солнышко не прячется за тучи, нет дождей, стужи и ветра. Дети интересуются, когда птичка вернётся к ним.
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!» —
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…» —
Птичка обещает детям вернуться с новыми песнями, когда наступит весна. В стихотворении автор при помощи птички описывает детям приметы весны: снег сойдёт с полей, зажурчит ручей, природа будет оживать.
Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей —
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать! Композиция. Всё стихотворение состоит из \(5\) строф по \(4\) строки. Строфа — четверостишие .
1. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
2. Не улетай от нас прочь… Подожди!» —
3. «Милые крошки! Из вашей сторонки
4. Гонят меня холода и дожди. »
В трёх строфах он использует трёхсложный размер — дактиль . В стопе ударение падает на первый слог, далее идут два безударных слога.
М и́ -лы-е кр о́ ш-ки! Из в а́ -шей сто-р о́ н-ки — U U | — U U | — U U | — U Г о́ -нят ме-н я́ хо-ло-д а́ и дож-д и́ . — U U | — U U | — U U | —В последних двух строфах ритм стихотворения меняется . Поэт использует двухсложный размер — ямб . Ударение падает на чётные слоги в стопе.
Я с за-п а́ -сом н о́ -вых п е́ -сен — U | — U | — U | — U | К в а́ м вер-н у́ сь, ког-д а́ с по-л е́ й.— U | — U | — U | — Рифма.
В первой и второй строфах поэт использует перекрёстную рифму. Рифмуются слова \(1\) и \(3\), \(2\) и \(4\) строк. Схема рифмы — АВАВ.
1. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
2. Не улетай от нас прочь… Подожди !» —
3. «Милые крошки! Из вашей сторонки
4. Гонят меня холода и дожди . »
Рифмы \(1\) и \(3\) строк — «звонких» и «сторонки». Рифмы \(2\) и \(4\) строки — «подожди» и «дожди».
В третьей строфе поэт использует смежную (парную) рифму. Рифмуются слова \(1\) и \(2\), \(3\) и \(4\) строк. Схема рифмы — ААВВ.
1. «Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
2. Ветер листы не срывает с ветвей,
3. Солнышко в тучи не прячется там …» —
4. «Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам ?»
Рифмы \(1\) и \(2\) строки — «дождей» и «с ветвей». Рифмы \(3\) и \(4\) строки — «там» и «к нам». Схема рифмы — ААВВ.
В четвёртой и пятой строфе поэт использует приём — арифмию , то есть чередует строки с рифмой со строками, где нет рифмы.
1. Я с запасом новых песен
2. К вам вернусь, когда с полей
3. Снег сойдёт, когда в овраге
4. Зажурчит, блестя, ручей.
А. Н. Плещеев в стихотворении «Дети и птичка» использует олицетворения , эпитеты , риторические обращения , метафору , инверсию . С примерами средств художественной выразительности можешь ознакомиться, кликнув эту ссылку.
Особенности стихотворения. 1. Стихотворение написано для детей. 2. Стихотворение — это диалог детей и птички. 3. Поэт использует два стихотворных размера.Трёхсложный размер (дактиль) задаёт стихотворению медленный темп и позволяет передать грустное настроение детей. Птичка улетает, наступают холода и дожди, природа готовится к зиме.
Двухсложный размер (ямб) с более быстрым темпом передаёт весёлое настроение стихотворения. Поэт описывает весенние изменения в природе.
Наступит весна, птичка вернётся, всё оживёт. 4. В стихотворении два вида рифм — перекрёстная и смежная (парная). 5. В стихотворении есть строки без рифм. Автор использует арифмию.6. В стихотворении много обращений: «милые крошки», «детки», «малютки». Обращения помогают удержать внимание детей, для которых написано это стихотворение.
7. В стихотворении много восклицательных предложений: «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!», «Подожди!» и другие. Читатель понимает, что детям грустно расставаться с птичкой.
8. В стихотворении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: птичка, песенки, крошки, сторонка, детки, солнышко, малютки. Такие слова передают доброе отношение автора к героям — детям и птичке. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами используются для общения взрослых с детьми.