Библиотеки Республики Северная Осетия-Алания

Стихотворение для чего певунья птичка птичка резвая моя

Пилипчик, А. Их забыть не возможно : День птиц в библиотеке / А. Пилипчик // Праздник в школе. – 2014. – №9. –С. 45 –69.
Ведущий (1):
Здравствуйте, ребята! Первый день апреля дарит нам замечательный праздник – День птиц. С праздником, друзья!
Вы знаете, что существуют волшебные звуки земли. Они – повсюду! Их может услышать каждый, если на мгновение остановиться, закроет глаза и прислушается. Вот журчит серебристый ручей, вот шумит ветер в верхушках сосен и елей, а это – пролетела мимо пчела. А это что за чудесная, со сложными переливами песня? И кто же так искусно поет?
Ведущий (2):
Птицы! Птицы – вестники весны. Птицы – лучшие друзья. Птицы – это необыкновенная красота и таинственность. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи, песни. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь. А многие русские поэты посвятили им свои стихотворения.
(Звучит фонограмма А. Грин «Утро в лесу», на фоне музыки учащиеся читают стихотворения русских классиков о птицах.)
Творческая разработка Т. Мурзиной
Учащийся (1):
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны
(«Жаворонок» В. Жуковский)
Учащийся (2):
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
. Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(И. Никитин)
Учащийся (3):
Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли,
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

Вот и дождик, посмотри-ка,
Хлынул, словно из ведра,
Скучно, холодно, как будто
Не весенняя пора!
(«Птичка» А. Плещеев)
Учащийся (4):
Журавлики-журавли,
Вы куда свой путь
Где летали?
«Мы в чужих небесах,
Мы в чудесных лесах
Побывали».
Расскажите, журавли,
Как на том краю земли
Зимовали.
«Мы в далекой стране
По родной стороне
Тосковали».
(«Журавли» О. Высотская)
(Звучит фонограмма звуков весенней капели, пения птиц.)

Ведущий (1):
Весна - удивительная пора! На солнечных крыльях она приносит нам радость, обновление, прилив жизненных сил. Именно весной оживает все вокруг: появляются первые цветы, на деревьях набухают почки, и, конечно же, возвращаются из далеких стран наши верные друзья — птицы! Кто же прилетает к нам по песне?
Учащиеся:
Грачи, скворцы, аисты, журавли, жаворонки, дрозды.
Ведущий (2): А какие птицы зимуют?
Учащиеся: Воробьи, синицы, снегири, клест, голуби.
Ведущий: Верно! Сегодня они у нас в гостях!
(На сцену выходит ученик в костюме грача)

Грач:
Мы открываем весну. На всех проталинках появляются наши стаи. Важные, черные, ходим мы по улицам, дворам и дорогам. И как радостно слышать нам крики взрослых и детей: «Грачи, грачи прилетели!».
Ведущий (1):
По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю.
(На сцену выходит ученик в костюме жаворонка)
Ведущий (2):
Ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались первые темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости жаворонки. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.
Жаворонок:
С теплой землею связана наша жизнь. На обработанных человеком полях, среди зеленеющих хлебных всходов делаем мы свои скрытые гнезда, выводим и выкармливаем птенцов. Мы не любим высоких деревьев и густых темных лесов. Нам по душе обработанные человеком бескрайние поля.

Ведущий (1):
Утром 21 марта по старинному русскому обычаю пекут жаворонки — булочки с носиком, с изюминками на месте глаз. С жаворонками в руках весело выбегают детишки посмотреть, как пробуждается земля, послушать весенние ее звуки.
(На сцену выходит ученик в костюме скворца)
Скворец:
Мы прилетаем ранней весною, когда еще лежит кое-где на полях снег. Наш прилет — верный признак близкой надежной весны. После прилета мы торопливо устраиваем свои гнезда, чистим домики-скворечни. А еще мы умеем подражать голосам многих птиц.

Ведущий (2):
Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Но у них есть и враги. Их обижают многие: хищные птицы, нередко домашние кошки, а чаще всего серые воробьи. Они занимают без спросу скворечники. Хозяева-скворцы хватают за шиворот поселившихся в скворечнях воробьев, выкидывают их прочь, а за ними и их перины, - чтоб духу воробьиного там не было!
(Учащиеся показывают сценку по мотивам очерка Н. Сладкова «Воробьиный переполох».)
Автор:
Весна пришла! Зиме конец!
Из дальних стран летит скворец!
Скворец:
Здравствуй, милая земля,
Солнце, небо и поля!
Вот знакомая деревня
И любимые деревья,
И скворечник и березка,
Пашни черная полоска.
Здесь всегда живу с семьей
Это дом и край родной!

Автор:
Подлетает скворушка,
Что же видит — горюшко!
Кто-то домик его занял,
Без жилья скворца оставил!
Скворец:
Что за наглец забрал жилье?
Кто же это? Кто? Кто? Кто?
Вдруг из окошка показался
Хозяин новый, верь не верь!
Им на поверку оказался
Знакомый, серый — воробей!
Воробей:
Да! Я первый дом нашел
И воробьиху в дом привел.
Детишки здесь найдут уют!
Так что, скворец, ищи приют!
Скворец:
Скворцы терпеть не будут наглость
И воробьиный злой разбой!
Мы самозванцев прочь прогоним!
Мы хулиганам дадим бой!
Автор:
Такая драка началась,
Что свет не видел отродясь!
Скворцы работали проворно
Все бросая вниз упорно.
Скворцы:
Солому, ветки — прочь! Долой!
Мы очистим домик свой!
Замажем щели аккуратно,
Жить в тепле всегда приятно!
Автор:
Вот такой он шумный, ох!
Этот птичий переполох!
(На сцену выходят 5 учеников в костюмах дроздов)

Ведущий (1):
Одновременно с нашими друзьями скворцами прилетают из теплых краевдрозды. На вершинах голых деревьев распевают свои веселые песни. Хороша песня певчего дрозда, силен и звонок его голос. После песни соловья песню певчего дрозда можно считать, пожалуй, лучшей.
Дрозд:
Мы – небольшие серые птицы, величиной с обыкновенного скворца. Да и в повадках мы сходны с ними. Мы так же разыскиваем на земле пищу, в одно со скворцами время выкармливаем своих птенцов. Каждую весну мы вьем для себя новые гнезда,старые, перезимовавшие бросаем.
Ведущий (2):
До поздней осени остаются в наших лесах дрозды, иногда до самого снега. Осенью они не поют. Дроздов можно считать птицами-путешественниками. Они постоянно перелетают с места на место, улетают и вновь появляются. Прилет дроздов – верный признак весны.
(Под фонограмму пения птиц учащиеся исполняют танец)
(На сцену выходят 2 ученика в костюмах ласточек)
Ласточка (1):
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
(А. Плещеев)
Ласточка (2):
Вам, наверное, хорошо известно, что есть ласточки городские и ласточки деревенские – касатки. Наша жизнь связана с жизнью человека. Городские белогрудые ласточки лепят свои закрытые гнездышки под карнизами каменных и деревянных домов! Ласточки-касатки гнездятся под крышами деревенских сараев, хлевов и овинов. Мы питаемся исключительно насекомыми. Почти всю свою жизнь проводим в воздухе – в полете.
(На сцену выходят 5 учеников в костюмах воробьев)
Ведущий (1):
Стоит поярче светить и пригревать солнышку, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать веселые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье!
Воробей (1):
Удивительно широко распространение воробьев. Нет на земле ни одной страны, в которой люди не знали бы нас.
Воробей (2):
Мы живем на севере и на юге, неизменно сопровождая человека. Вместе с человеком мы переселились в далекую Австралию, в северные города у берегов Баренцева моря.
Воробей (3):
Недавно в Китае пытались уничтожить всех воробьев, несправедливо считая их вредными птицами. Чтобы нас уничтожить, китайские начальники распорядились устроить день расправы над воробьями.
Воробей (4):
Все многочисленное население Китая вышло в этот день на улицы. Криками, стуком в железные сковороды и заслонки люди стали гонять воробьев. Воробьям не позволяли спускаться на землю, садиться на деревья. Оставаясь много часов в воздухе, воробьи смертельно уставали и замертво падали на землю, где их уничтожали.
Воробей (5):
Через год после массового истребления воробьев урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. В дальнейшем урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, в результате которого погибло. Около 10 миллионов человек.
Сейчас в Китае началась массовая кампания по защите воробьев и китайским начальникам теперь приходится закупать и завозить в страну живых воробьев из соседних регионов и стран.
Ведущий (2):
Чистоплотность воробьев, веселый и бодрый их нрав, привязанность к своему подрастающему потомству, смелость, умение, состоятельно добывать себе пищу, польза, которую они приносят, уничтожая вредных насекомых, заслуживают уважения.

Ведущий (1):
Ребята! Наш замечательный праздник подходит к концу. Хотелось бы рассказать обо всех наших пернатых друзьях, но это просто невозможно. Наших пернатых друзей очень много, они все очень интересны и своеобразны. Берегите птиц! Не оставайтесь равнодушными к нашим братьям меньшим!
Ведущий (2):
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин «Покормите птиц зимой»)
Все участники праздника: До свидания! До новых встреч!

Конкурс №1 « Разминка»
Задание: ведущий будет стараться вас запутать. Вы должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет», а затем дать правильный ответ.
Он в красной шапочке всегда.
Наверно, это аист — да? (Нет. Дятел)

А по весне из стран далеких
К нам прилетают вновь — сороки? (Нет. Скворцы)

Петух обычно поутру
Разбудит всех: Ку-ке-ре-ку! (Да)

Красивой песнею своей
Нас поражает — воробей? (Нет. Соловей)

А с желтой грудкой невеличка
Сидит на веточке – синичка? (Да)

Весну на крыльях нам несет
Красивый, розовый удод? (Нет. Ласточка)

Убегают без оглядки
Стайка серых – куропаток? (Да)

Лягушек ловит на обед
Ночная птица — филин? (Нет. Цапля)
Трещит задира, белобока
Под окном твоим — сорока? (Да)

Друга громко не ругай,
Если в доме попугай? (Да)
Ныряет с головою в прорубь
Большой, красивый, белый - голубь? (Нет. Пингвин)
Не оставит в лесу пост
Чернее сажи — братец дрозд? (Да)

Не удалось запутать вас,
Продолжим мы игру сейчас!
Конкурс № 2 «Вспомни сказку»
Задание: восстанови названия известных сказок.
Гадкий. (утенок).
Дикие. (лебеди).
Ребята и. (утята).
Король. (Дроздобород).
Калиф. (аист).
Лиса и. (журавль).
. сказки (сорочьи).
Финист — ясный . (сокол).
Кот, . и лиса (петух).
Чудесное приключение Нильса с дикими . (гусями).
Черная. или Подземные жители (курица).
Сказочка про. Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу
(Воробья Воробеича).
Белая. (цапля).
Растрепанный… (воробей)
Конкурс № 3 «Верные помощники»
Задание: соотнеси друзей-птиц и литературных героев. Дюймовочка –.
Нильс –.
Герда –.
Элиза –.
Дядя Федор –.
Айболит –.
Винни-Пух – .
Карлик Нос –.
Император –.
(Галчонок, лебеди, гусыня, орел, сова, гусь, ласточка, соловей, ворон)
Конкурс №4 «Юные поэты»
Задание: в стихотворениях пропущены либо слова, либо строчки. Вы должны самостоятельно подобрать рифму.
На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:

«Открыта школа для птенцов!
Занятия — с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам'.»

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

Мудрейшая птица на свете-
Сова
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит —
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Рядом с папой —
Пеликанчик.
Он улов кладет
В карманчик.
Так и ловят Понемножку:
Папа — рыбу,
Сын - рыбешку.

Дрозд сказал:
— Сейчас найдем.
Видишь,
ДУБ, ДОРОГА, ДОМ,
А за домом,
Погляди-ка,
ЕЛКИ, ЕЖ и ЕЖЕВИКА.

А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

Утки,
Крякнув на лужайке,
Подхватили балалайки,
Побежали на дорогу,
Чтоб на струнах бить тревогу!

Конкурс №5 «Толковый разговор»
Задание: объяснить значение пословицы.
Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь. Начинай с малого, со временем, приобретя опыт, навык, добьешься и большего.
Видна птица по полету. По манере поведения, по поступкам, делам сразу видно, что за человек.
Ворон ворону глаз не выклюет. Люди, связанные какими-либо общими интересами, не предадут друг друга, действуют заодно.
Всяк кулик в своем болоте велик. Каждый имеет вес, значение только в своем деле, в привычном для него месте.
Всяк сверчок знай свой шесток. Знай свое место. Говорится тому (или о том), кто ведет себя несоответственно своему положению, вмешивается не в свое дело.
Гусь свинье не товарищ. Разных по своей природе, характеру или общественному положению людей ничто не может объединить (о том, кто не ровня кому-либо).
Далеко кулику до петрова дня. Многого кому-либо не достает до совершенства. Говорится о том, кто не выдерживает сравнения с кем-либо, чем-либо. Говорится о том, кто не выдерживает сравнения г кем-либо, чем-либо.
Заладила как сорока Якова одно про всякого. Говорится тому (и /и о том), кто надоедливо, упорно повторяет одно и то же.
Залетела ворона в барские хоромы. Говорится тому (или о том), кто попал в чуждое ему, более высокое общество, среду.
Коготок увяз — всей птичке пропасть. Стоит лишь поступиться чем-либо, начать какое-либо. Предосудительное дело, как, и тянувшись, уже не сможешь из него выпутаться.
Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает. Можно (или нужно) довольствоваться и малым, из малого постепенно складывается что-либо большое, значительное.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Лучше иметь хоть что-либо в данный момент, чем лишь надеяться на лучшее, большее.
Наделала синица славы, а море не зажгла. Хвастая, кто-либо наобещал много, а выполнить не смог.
Одна ласточка не делает весны. Отдельные признаки, приметы какого-либо явления еще не говорят о его возникновении, существовании и т.п.
Конкурс № 6 «Одним словом»
Задание: заменить фразеологический оборот одним словом.
Стреляный воробей — опытный.
Трещит как сорока — болтливый.
Пуганая ворона — осторожный.
Глаз как у орла — зоркий.
Как с гуся вода - безразличный.
Глухая тетеря — безучастный.
Гадкий утенок — некрасивый.
Мокрая курица – жалкий.
Белая ворона — неординарный, необычный.
Куры не клюют — много.
Конкурс № 7 «Вспомни пословицу»
Задание: дополнить пропущенные слова в пословицах и поговорках.
Всякая . свое гнездо хвалит (ласточка).
Слово — . вылетит — не поймаешь (не воробей).
Увидел . — весна у крыльца (скворца).
. — воробью сестричка (синичка).
Лучше синица в руке, чем . в небе (журавль).
. весть на хвосте принесла (сорока).
. берет пением, а человек — умением (соловей).
Воробьи под кровлю, а . наловлю (совы).
Видом орел, а умом . (тетерев).
. свинье не товарищ (гусь).
Каждая . свой насест знает (курица).
Конкурс №8 «Сложи пословицу»
Задание: пословицу, напечатанную на бумаге, разрезают на] части. Учащиеся должны ее сложить.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Скачать книгу «Библиотеки Республики Северная Осетия-Алания» fb2

Коментарии