Михаил Боярский: биография, карьера, личная жизнь

Боярский Михаил Сергеевич
Михаил Боярский родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде в семье актеров Сергея Александровича Боярского (1916–1976) и Екатерины Михайловны Мелентьевой (1920–1992).
«Отец и дядя работали в Комиссаржевке, мама — в Театре комедии Акимова. Тетя Лида, моя крестная — в Пушкинском, дядя Леша — в Театре Эстрады. Сводный брат Сашка Боярский — в Риге, в Театре русской драмы. Катя, двоюродная сестра, окончила театроведческий факультет, переводит пьесы», — рассказывал Боярский о своей семье[1]. Дед артиста был архиереем, в 1937 году его расстреляли, бабушка преподавала в духовной семинарии[2].
У Боярского был старший брат Александр. Он также был актером, начинал свою карьеру в Театре имени Ленсовета, затем служил в Александринском театре и Театре русской драмы в Риге[3]. В 1980 году Александра Боярского не стало.
В десять лет Боярский впервые в жизни снялся в кино — в короткометражке «Спички детям не игрушки» — вместе с дядей Николаем Боярским[4]. Однако родители хотели, чтобы он стал музыкантом[5], и отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу фортепиано. Несмотря на это, после окончания школы Боярский решил пойти в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Л.Ф.Макарьева). На третьем курсе театрального института он начал играть в составе рок-группы «Кочевники»[6].
В 1972 году Боярский окончил институт и начал работать в Театре имени Ленсовета.
В 1974-м, в возрасте 25 лет, актера призвали в армию. Там он играл на барабанах в музыкальном взводе 14-го отдельного пулеметно-артиллерийского полка, дислоцированного под Ленинградом, в поселке Черная Речка[7].
Актерская карьера
В состав труппы Театра имени Ленсовета Боярский попал после прослушивания у главного режиссера и художественного руководителя Игоря Владимирова. Его актерская карьера началась с массовки в спектакле «Преступление и наказание»[8].
Первыми большими ролями в театре для Боярского стали Луис («Дульсинея Тобосская»), Певец («Люди и страсти»), Педро («Интервью в Буэнос-Айресе»).
Однако известность принесли актеру роли в кино. В 1974 году Боярский получил роль итальянца в картине «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе. В том же году он появился в картине Василия Паскару «Мосты» (молдаванин Гицу). А в 1975-м на экраны вышла лента Виталия Мельникова «Старший сын», где Боярский исполнил роль Семена по кличке Сильва[8].
Поворотным моментом в биографии актера стал телефильм «Три мушкетера» (1978). Изначально Боярского звали в фильм на роль Рошфора. На роль д'Артаньяна претендовали другие артисты — как рассказывал Боярский, в числе кандидатов был и Владимир Высоцкий: «Сначала меня приглашали на роль Рошфора, потом на роль Арамиса или Атоса, а в конечном итоге я приехал на пробы д`Артаньяна. Хотя вначале, между прочим, у нашего режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича была идея снимать в главной роли Владимира Высоцкого. Высоцкий отказался, поэтому оказались нарушены все возрастные параметры и режиссеру срочно пришлось подыскивать других артистов так, чтобы они подходили друг другу по возрасту. Вот я как раз и попал в тот момент, когда шел поиск. И оказался самым младшим»[9].
Впрочем, сам Юнгвальд-Хилькевич опровергал интерес к кандидатуре Высоцкого[10]. По его словам, на роль самого знаменитого из мушкетеров изначально был утвержден Александр Абдулов. Все изменила случайная встреча режиссера с Боярским в съемочном павильоне, когда тот шел на съемку программы «Кинопанорама»: «Он произвел на меня очень сильное впечатление своей внешностью. Я собирался снимать Боярского в роли Рошфора, но когда Миша вошел в костюме в съемочный павильон Одесской киностудии, всем стало ясно, что д’Артаньян — это он».
Помимо всесоюзной известности, роль д'Артаньяна положила начало и музыкальной карьере Боярского. В фильме он как сольно, так и вместе с остальными артистами исполнил многие композиции, впоследствии ставшие хитами: «Песня мушкетеров», «Дуэт Констанции и д’Артаньяна», «Пуркуа па», «Баллада о дружбе».
Роль д'Артаньяна стала главной в карьере Боярского, сформировав его сценический образ. Именно после этого фильма неизменным атрибутом артиста стала широкополая шляпа. «Я очень часто появлялся в картинах во всевозможных шляпах — треуголках, с перьями, без перьев. И когда во время концерта я пытался спеть романтические песни из этих фильмов, то какая-то атрибутика, киношная деталь всегда была мне нужна. Со шпагой неудобно гитару держать, в перчатках неудобно на ней играть, плащ тоже не всегда к месту, а вот шляпа оказалась самой уместной», — рассказывал Боярский[11].
Всего в списке актерских работ Боярского около сотни фильмов. В 1992 году он снялся в сиквеле «Трех мушкетеров»: мини-сериале «Мушкетеры: двадцать лет спустя». Во время съемок актер неудачно упал с лошади при выполнении трюка, из-за чего пришлось дальше играть роль в гипсе, пряча сломанную руку. Несмотря на это, Боярский в нескольких сценах даже заменял режиссера, когда Юнгвальд-Хилькевич вынужденно отсутствовал[12]. В 1993 году было снято еще одно продолжение — «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». При съемках этого фильма Боярский частично занимался и сценарием. «Единственное, в чем мы не нашли общего языка, так это в том, каким должен быть финал. Боярский настаивал на трагическом, чтобы мушкетеры гибли. Но для меня было важно, чтобы в сознании зрителя мушкетеры всегда оставались живыми. Я уверен: любая экранизация, где они погибнут, потерпит в прокате провал. Потому что литература — это одно, а фильм — другое», — рассказывал Юнгвальд-Хилькевич[13].
В 1987 году Боярский снялся в фильме «Гардемарины, вперед!», где сыграл шевалье де Брильи. В этой картине он исполнил песню «Ланфрен-ланфра» («Голубка»), которая стала еще одним хитом. Автором текста был поэт Юрий Ряшенцев, который работал и над песнями из «Трех мушкетеров». Изначально у шевалье де Брильи не было своих композиций в фильме, однако Боярский сам настоял, что вокальная партия ему необходима[14].
Параллельно со съемками в кино Боярский продолжал играть в театре. Покинув Театр имени Ленсовета в 1986 году, он некоторое время играл Ривареса в рок-мюзикле Александра Колкера «Овод» в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. А в 1988 году сам открыл и возглавил театр «Бенефис» в Санкт-Петербурге. Спектакль «Интимная жизнь» в 1997 году получил приз на международном фестивале «Зимний Авиньон». Боярский оставил пост руководителя «Бенефиса» в 2007-м, в том же году учреждение ликвидировали по решению комитета по культуре Петербурга. Это было связано с аварийным состоянием здания[15]. Затем в 2009 году Боярский вернулся в Театр им. Ленсовета.
В октябре 2018 года Боярский появился в документальном проекте «Пока еще мы вместе, или Мушкетеры сорок лет спустя», который посвящен созданию лент Юнгвальд-Хилькевича. В 2020 году в Центральном доме кино состоялась премьера фильма.
В минувшем марте 73-летний Боярский сообщил, что планирует завершить театральную карьеру по состоянию здоровья. Он связал это с последствиями перенесенного COVID-19. Позднее актер уточнил, что продолжит играть в спектаклях, но намерен «уступить место более молодым артистам«[16].
Музыкальная карьера
Боярский записал несколько сотен музыкальных композиций как при съемках на экране, так и в качестве самостоятельных произведений. Впервые с телеэкрана артист запел в 1975 году в ленте «Новогодние приключения Маши и Вити», где появился в образе дикого кота Матвея и исполнил несколько композиций Геннадия Гладкова.
После успеха «Трех мушкетеров» Боярский стал не только популярным актером, но и певцом. 1 января 1979 года в новогоднем «Голубом огоньке» он спел вместе с начинающей исполнительницей Ольгой Зарубиной песню «Так не должно быть» на стихи поэта Леонида Дербенёва и музыку Давида Тухманова. В 1980-х его пластинки начала издавать фирма «Мелодия». В 1986 году у него выходит не имеющий отношения к кино альбом «Дискоклуб-16» с песнями авторства Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенёва. Некоторые песни из этого альбома стали шлягерами, например «Рыжий конь».
В конце 1980-х еще одним хитом артиста стала песня «Зеленоглазое такси» на музыку Олега Кваши и стихи Валерия Панфилова. Изначально эту песню исполнял сам композитор, но в 1988 году фирма «Мелодия» решила выпустить сборник, где его песни звучали бы в исполнении известных артистов. «Зеленоглазое такси» досталось Боярскому[17].
В 1990-е Боярский вместе с Владимиром Ермолиным собрал группу «Сильвер», которая исполняла музыкальные композиции, вдохновленные The Beatles[18].
С 1994 года артист работал с петербургским композитором и поэтом Виктором Мальцевым. В течение нескольких лет он вел программы «Домино» Михаила Боярского» (1994–1996) и «Боярский двор» (1997–1998), где Мальцев был сценаристом. Боярский записал около 20 собственных песен, которые вошли в альбомы «Дорога домой» и «Графский переулок».
Всего же Боярский записал несколько сотен песен, в том числе дуэтом с другими эстрадными артистами — Ларисой Долиной, Ириной Понаровской, Олегом Газмановым. Некоторые песни он написал сам, например «Есть счастье, есть. » [19].
Личная жизнь
Михаил Боярский женат, имеет двоих детей[20].
В 1977 году актер женился на актрисе Театра им. Ленсовета Ларисе Луппиан (с 2019 года работает художественным руководителем театра), с которой вместе учился в ЛГИТМиКе, хоть и на разных курсах. «Сначала мы просто дружили, он приходил с приятелями в мою комнату в коммуналке попеть под гитару, поесть, поговорить. Я его побаивалась — отпугивал своей стихийностью, я же человек порядка. Когда Миша поступил к нам в театр и мы стали вместе репетировать, только тогда передо мной открылся остроумный, серьезный, глубокий человек, которого полюбила. Несмотря на наш разный темперамент, по сути мы очень похожи», — рассказывала она[21]. В 1985 году пара оформила развод, но продолжила жить вместе. В 2009-м они вновь расписались[22].
В 1980 году у супругов родился сын Сергей. Как и отец, он учился в музыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории. Однако артистом так и не стал, хотя и снялся в двух фильмах, в том числе в «Мушкетеры: двадцать лет спустя» (Карл II в детстве) [23]. Сергей занимался бизнесом, в 2012 году стал советником губернатора Санкт-Петербурга[24], а в 2016-м — депутатом Государственной думы (от «Единой России»). В 2021 году был избран в новый созыв нижней палаты парламента.
В 1985 году у Боярского родилась дочь Елизавета. Она пошла по стопам отца и окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, а с 2006 года дебютировала на сцене Малого драматического театра в Санкт-Петербурге. Елизавета снялась более чем в 70 фильмах («Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», «Анна Каренина», «Первый после бога» и др.). В 2018 году она получила почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
Михаил Боярский известен также как фанат петербургского «Зенита». Шарф с символикой кфутбольного луба — один из таких же известных его атрибутов, как шляпа и темные очки.
"