Театр одного императора: кем Валерий Гергиев хочет стать в будущем |
Театр одного императора: кем Валерий Гергиев хочет стать в будущем
Как стало известно Forbes, главный дирижер страны хочет объединить Мариинский театр с Академией Русского балета, Санкт-Петербургской государственной консерваторией и Российским институтом истории искусств
«Гергиеву всегда было мало одной Мариинки — он хотел быть главным культурным деятелем страны», — рассказывал Forbes давний знакомый дирижера (материал о всемирно известном дирижере читайте здесь). Маэстро не давала покоя слава Императорских театров России (в конце XIX века были объединены петербургские Мариинский, Александрийский и Михайловский театры и московские Большой и Малый). Другой собеседник уверял, что, если маэстро поставил цель, он ее добьется: «Гергиев — стратег. Он умеет ждать и появляться в нужный момент у нужных людей».
Forbes получил этому доказательство: в распоряжении редакции оказался проект письма маэстро Владимиру Путину с предложением создания «Национального центра академического театрального и хореографического искусства при президенте Российской Федерации» на базе Мариинского театра. А также подготовленный текст проекта указа президента на этот счет с примечательной припиской: «Валерий Абесалович! очень важный момент, необходимо попробовать получить согласование ВВП текста указа без изменений, а желательно сразу оформление, исполнение оформительской части просить поручить Ларисе Игоревне Брычёвой (помощник президента — начальник Государственно-правового управления президента) НЕ в коем случае Минкультуры» (орфография и стиль автора сохранены). Под рекомендацией стоит подпись некоего Степанова Никиты Андреевича. По словам сотрудников Мариинки, которым известно об инициативе своего руководителя и существовании таких документов, Никита Степанов — это советник министра культуры (такой сотрудник действительно есть).
«В настоящее время в Минкультуры такая возможность [создания Национального центра на базе Мариинского театра] не рассматривается. Об этом проекте, равно как и о письме, нам неизвестно», — сообщили Forbes в пресс-службе министерства. На вопрос Forbes, принадлежит ли подпись на документах о национальном центре советнику министра культуры Никите Степанову и почему Министерству культуры не известно об этом проекте, а ему известно, в Минкульте не ответили.
По словам представителя Мариинского театра , указанное письмо из театра не выходило, от дальнейших комментариев он оказался.
Гергиев давно считается одним из самых занятых музыкантов мира. В сумасшедшем графике дирижера на один день может стоять два концерта в разных странах, а за сезон 2012-2013 маэстро, по официальным данным, собирается дать 211 концертов. Сейчас Гергиев — художественный руководитель и директор Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, руководитель Национального молодежного оркестра США, председатель Всероссийского хорового общества, создатель и художественный руководитель международных музыкальных фестивалей (не менее семи), декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Он активно сотрудничает также с Всемирным оркестром, оркестром Шведского радио, Венским и Берлинским филармоническими и Лондонским симфоническим оркестрами.
Но, похоже, маэстро этого мало. Как следует из документов, оказавшихся у Forbes, в Национальном центре искусства он предлагает объединить Мариинский театр, Академию Русского балета имени Вагановой, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова и Российский институт истории искусств.
Сейчас есть «угроза серьезного провала в области отраслевого образования», из-за разобщенности профильных учреждений и крайней нестабильности финансирования, следует из письма Гергиева Путину. А объединившись, эти учреждения будут эффективнее, чем по отдельности, указывается в пояснительной записке к документу. Ведь театр является основной концертной площадкой для выпускников консерватории имени Римского-Корсакова и Академии Вагановой (это почти все артисты балета труппы Мариинки), а большая часть педагогов танцевальных дисциплин в академии — в прошлом артисты или действующие репетиторы театра. Со связями с Российским институтом истории искусств у Мариинки сложнее: авторы пояснительной записки пишут, что инст ит ут стал все больше внимания уделять вопросам театроведения и музыковедения, а значит, форсирование его исследовательских разработок позволит укрепить основы образовательного процесса в Национальном центре. Центр стал бы «не только продолжателем исторических традиций Дирекции Императорских театров, но и эффективным центром инноваций в российском искусстве», следует из письма Гергиева Путину.
Для этого может быть создана мощная ресурсная база: проект указа постановляет правительству и администрации президента включить финансирование его деятельности в ведомственную структуру расходов федерального бюджета «в качестве главного распорядителя бюджетных средств».
За сложным термином скрываются нешуточные возможности: согласно бюджетному кодексу, организация, получившая такой статус, — это орган государственной власти, который распределяет средства федерального бюджета по подведомственным учреждениям. Он также имеет право утверждать сметы их доходов и расходов и распределять лимиты бюджетных обязательств. Представитель Минфина подчеркнул, что в министерство такого предложения пока не поступало.
По мнению партнера King & Spalding Ильи Рачкова, инициатива Гергиева может привести к созданию «государства в государстве»: вошедшие в Национальный центр учреждения потеряют существенную долю самостоятельности, став его подведомственными подразделениями, к тому же, скорее всего, их главам придется из директоров превратиться в художественных руководителей: директор будет один. При этом назначаться на должность он должен будет президентом, говорится в проекте документа. Что довольно редкая привилегия, отмечает Рачков, например, директора Большого театра утверждает министр культуры после согласования кандидатуры с премьер-министром страны, указывает человек, близкий к попечительскому совету Большого.
В учреждениях, которые могут наполнить Национальный центр, официально эту идею не комментируют, ссылаясь на отпуска своего руководства. Коллектив института знает “об этой бессмысленной идее” уже около года, хотя официально такой возможности никто не обсуждал, сказал Forbes один из сотрудников института истории искусств. “Еще в сентябре прошлого года министр культуры приезжал с Гергиевым в институт — но не общаться с сотрудниками, а полы и стены осматривать. Тогда мы получили информацию о таком проекте, а также о том, что кабинет директора этого центра, то бишь Гергиева, ему хотелось бы видеть в нашем институте”, — рассказал он.
Сотрудники академии и консерватории тоже в курсе идеи о центре, рассказывают они. Собеседник Forbes из института не разделяет аргументов авторов проекта о синергетическом эффекте: «НИИ не оказывает культурных услуг населению (как театр или выставочный зал), он вырабатывает знание, в этом задача ученых. Учебные заведения занимаются передачей знаний — их тесные контакты с музыкальным театром естественны, но зачем их все объединять в комбинат?” — недоумевает он.
Представитель пресс-службы президента сказал Forbes, что «пока такого письма в администрации не видели и проекта указа не готовят».
"